(Конотопской и Глуховской епархии УПЦ), находится на горе Чудной в с. Нов. Слобода Путивльского р-на Сумской обл. (Украина), близ болота, называемого Молче (Молченское). Дата основания М. п. неизвестна. В несохранившейся рукописной летописи мон-ря приводилось предание о том, что ок. 1300 г. «на место сие приидоша два отшельника-монаха», поселились в пещере на территории «древнего монастырища», т. е. на горе Чудной, близ болота (Палладий (Батенин). 1895. С. 9-10). Возможно, пустынь основали монахи Киево-Печерского мон-ря, оставившие Киев после нашествия монголо-татар. орд в 1240 г. По сообщению той же летописи, к началу княжения вел. кн. Литовского Ольгерда (1345-1377) обителью управлял архим. Филарет (Там же). В кон. XIV в. пустынь была разграблена кочевниками.
18 сент. 1405 г. некий бортник, собиратель меда диких пчел, осматривая ульи в лесу, увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он обнаружил среди ветвей икону Божией Матери и услышал голос, велевший построить на этом месте церковь в Ее честь (см. Молченская икона Божией Матери). Вскоре здесь был возведен небольшой деревянный Богородицкий храм. Об этих событиях рассказано в утраченной ныне монастырской хронике, к-рую свящ. Иаков Левитский именовал «Молченско-Софрониевской летописью», и известной в пересказе (Левитский. 1905. С. 115).
В писцовых книгах г. Путивля за 1591 г. есть упоминание о том, что при настоятеле игум. Пафнутии в обители проживало 15 монахов. На эту запись путивльских городских книг ссылается грамота царя Феодора Иоанновича от 23 марта 1593 г., данная для закрепления в ведении М. п. таких владений, как селения Линовское и Климовское, урочище Беликов Колодезь, а также 2 лесных массива, названия которых имеют прямое отношение к обители: Монастырская и Пречистенская дубравы. В грамоте упоминается подворье в Путивле, включавшее 2-престольный каменный храм - во имя Св. Софии Премудрости Божией и в честь Рождества Пресв. Богородицы, а также деревянный храм святых Флора и Лавра (80-е гг. XVI в.). В нач. 90-х гг. XVI в. подворье было преобразовано в самостоятельный мужской путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, именовавшийся в документах Великомолченским или Б. Молченским, в отличие от «старой», или «малой», пустыни на Молченском болоте (Павел (Преображенский). 1877. С. 9).
Во время нападений крымских татар, в 1592-1593 гг., М. п. разорялась, братия укрывалась в более укрепленном путивльском Б. Молченском мон-ре, в 1602 г. упоминавшемся как активно «строящийся» (Палладий (Батенин). 1895. С. 18). Позже монахи вернулись на прежнее место на болоте Молче.
Грамотой патриарха Московского и всея Руси свт. Иова от 5 сент. 1597 г. М. п. стала самостоятельной, была освобождена от церковных даней и казенных пошлин (Там же. С. 23). В Смутное время, в 1604-1605 гг., М. п. оккупировали отряды Лжедмитрия I. Впосл. игум. Пафнутий с братией перешел в Б. Молченский мон-рь.
В грамоте царя Михаила Феодоровича от 5 февр. 1621 г. упоминается небольшая обитель «в лесу Линово, что был исстари прежний Молченский монастырь» с деревянными Богородице-Рождественским храмом и 3 кельями, в которых проживали старец иером. Филарет, послушники Созонт и Иулиан (Анатолий (Ключарёв), архим. Мат-лы для истории Курской епархии // Курские ЕВ. 1879. № 2. С. 25). В 1630 г. в М. п. вместо деревянной была построена каменная Рождество-Богородицкая ц. 21 апр. 1635 г. в Линевском лесу, в урочище Кобозева Криница, была обретена другая чудотворная икона Божией Матери (утрачена в 1752), перенесенная в Б. Молченский мон-рь.
К сер. XVII в. М. п., вероятно, вновь оказалась приписной к путивльскому Великомолченскому мон-рю, настоятель которого игум. Афанасий (1642-1650) удалил из пустыни прежнюю братию (6 чел.) и отказывался посылать туда насельников из Путивля. По настоянию путивльского воеводы кн. Ф. А. Хилкова в М. п. были посланы четверо монашествующих из соседней Ширяевой пуст. (ныне с. Ширяево Путивльского р-на Сумской обл., Украина), в т. ч. старцы мон. Софроний (Батоврин; † 1692) и иером. Александр. Дело о нерадении игум. Афанасия было передано в Монастырский приказ, после чего игумен был уволен. К 1653 г. в М. п. почти не было братии, богослужения совершались нерегулярно (Палладий (Батенин). 1895. С. 25). Новый настоятель (с 1652) Великомолченского мон-ря игум. Иосиф также притеснял братию пустыни, наместник к-рой иером. Александр с 1653 г. жаловался на это патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) (Там же. С. 28). В частности, указывалось, что игум. Иосиф отнимает пожертвования, к-рые пустынь получает в дни престольных праздников - Рождества и Покрова Пресв. Богородицы (очевидно, в обители существовал и Покровский храм).
25 марта 1654 г. патриарх Никон своей грамотой приказал игум. Иосифу не отнимать у М. п. доходы от храмовых праздников. 10 марта 1656 г. в новой грамоте патриарх Никон известил путивльского воеводу Н. А. Зюзина о том, что по просьбе старца Софрония (Батоврина) и других молченских пустынников повелевает им «жить особно», а все заботы по материальной поддержке пустыни возлагает на путивльского воеводу (Павел (Преображенский). 1877. С. 14). Той же грамотой игум. Иосифу запрещалось въезжать в М. п. и притеснять игум. Александра, строителя старца Софрония (Батоврина) и братию. 12 мая 1670 г. грамотой царя Алексея Михайловича самостоятельность М. п. была подтверждена. В этом документе мон. Софроний назван строителем пустыни (Палладий (Батенин). 1895. С. 90). В 1671 г. царь разделил между 2 обителями земельные угодья, передав для М. п. из владений путивльского Б. Молченского мон-ря 10 дес. под огороды и сады. Грамотой царя Феодора Алексеевича от 12 янв. 1682 г. обители были переданы еще 10 дес. из владений Путивльского монастыря (Там же. С. 92-97).
В 1672 г. в М. п. поселился ученик Симеона Полоцкого послушник Симеон (в монашестве Сильвестр) Медведев вместе с братом Борисом. В пустыни С. Медведев вел активную переписку с московскими адресатами - Симеоном Полоцким, настоятелем Чудова мон-ря о. Евфимием и др. Вскоре С. Медведев переселился во Льпиновскую пуст. В XVII в. митр. Сарский и Подонский Павел III ( 1675) передал для М. п. редкое издание Острожской Библии (1581; впосл. утрачено).
В условиях нестроений мон. Софроний был оклеветан и в 1672 и 1677 гг. высылался из мон-ря, но впоследствии возвращен. При строителе Софронии близ дер. Куровяковка был основан, очевидно, 1-й пустынножительный скит мон-ря, сначала имевший статус подворья. О нем впервые упоминается в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 31 дек. 1693 г. (Там же. С. 30). На подворье проживало 8 послушников. По имени строителя пустынь стала именоваться также Софрониевой. В 1692 г. игум. Софроний был похоронен в соборном храме.
Новым настоятелем стал иером. Серапион († 17 июля 1718). Современники называли Серапиона «мужем чудной жизни и высоких добродетелей» (Там же. С. 115). По грамоте председательствующего в Синоде митр. Рязанского Стефана (Яворского) от 4 марта 1716 г. в помощь иером. Серапиону в его строительных трудах были назначены монахи Иоанн, Зосима и Феодосий. При иером. Серапионе в обители был построен 2-этажный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1710) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1714-1718) на 2-м этаже. К Благовещенскому собору в 1717 г. была пристроена колокольня в готическом стиле. Одновременно была сооружена трапезная с храмом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1724 г. по просьбе игум. Зосимы (Курдюмова) к М. п. был приписан обветшавший путивльский Борисоглебский мужской мон-рь, который был восстановлен молчанской братией. В 1758 г. в качестве подворья М. п. упоминается деревянная Крестовоздвиженская ц. в Путивле, в 1770 г. «упраздненная из-за ветхости».
В 1734 г. стараниями игум. Сергия (Самойлова) в М. п. построили летний храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, в 1751-1760 гг., при игум. Иувеналии (Мартиненкове),- каменные больничную Сретенскую и надвратную Покровскую (1757) церкви. В 1766 г., при игум. Арсении, в М. п. был обустроен пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1762 г. в Благовещенском соборе был освящен придел Преображения Господня. В 1776 г. стараниями возглавлявшего пустынь в 1770-1779 гг. игум. Софрония (Хижнякова) на средства помещика Ионы Левшина в Благовещенском соборе была построена Ионинская ц.
С 1765 г. М. п. управляли наместники епископов Севских и Брянских, а с 1787 г.- епископов Белгородских и Курских (с 1799 Курских и Белгородских).
12 янв. 1779 г. указом Синода М. п. возглавил игум. Феодосий (Маслов), подвижник, пришедший из Тисманского мон-ря Валахии. При этом 1-м выборным настоятелем М. п. стал игум. Герман (Ингул), утвержденный в этой должности синодальным указом от 23 янв. 1779 г. С дозволения Синода игум. Феодосий ввел в М. п. афонский общежительный устав, употреблявшийся в молдавских мон-рях. При игум. Феодосии в пустыни подвизался мон. Петр (Сковородка; впосл. иеросхим. Пахомий, духовник братии Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни). В 1787 г. игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита, скончался в 1802 г. Курский и Белгородский архиеп. Феоктист (Мочульский), узнав о смерти архим. Феодосия, 12 дек. 1802 г. отправил в пустынь для поддержания духа скорбящей братии почитаемого иером. Евтихия «с тем, чтобы и после погребения покойного оставаться в вашей (т. е. в Молченской.- Авт.) пустыни». Иером. Евтихию поручалось «все возможное старание приложить о скорейшем освидетельствовании церковных, ризничных и монастырских вещей по описям».
Ок. 1803-1804 гг. духовником братии М. п. был старец иером. Евфимий, которого 22 февр. 1804 г. архиеп. Феоктист назначил настоятелем Глинской пуст. Но «по старости лет» он не смог управлять обителью и вскоре вернулся в М. п.
Силами назначенного в 1807 г. архим. Иоасафа (Волошина), ученика архим. Феодосия, был построен и в окт. 1808 г. освящен храм в честь Вознесения Господня.
Учеником другого ставленника архим. Феодосия (Маслова), Досифея, был иером. Филарет (Данилевский), в 1806-1817 гг. служивший благочинным М. п. (в обители это была 3-я должность после настоятеля и строителя). Впосл. иером. Филарет по образцу составленного старцем Феодосием устава Софрониевской пуст. ввел аналогичный уклад монашеской жизни среди братии Глинской пуст., написав для нее отдельный устав. Позже уставы М. п. и Глинской пуст., отчасти повторявшие афонский, легли в основу устава возрождаемой Святогорской Успенской пуст. в Харьковской губ. (ныне в Донецкой обл., Украина). Ок. 1817 г. в М. п. поступил буд. схиархим. прп. Илиодор (Голованицкий). В 1829 г. из Киево-Печерской лавры в М. п. пришел послушник Сергий Тихонов († 1879), уроженец г. Ельца. В обители он прожил ок. 50 лет, исполнял послушания на кухне и в пекарне, нес подвиг юродства, имел дар прозорливости и исцеления.
В 1834 г. при перестройке 2-этажного Богородице-Рождественского собора были найдены справа от главного престола остатки древней пещерной церкви, на месте к-рой впосл. была устроена соборная ризница. В 1844 г., при архим. Макарии (Иващенко), вместо ветхого больничного корпуса было построено 2-этажное здание монастырской лечебницы для монахов и мирян. Под редакцией архимандрита в 1845 г. было издано 1-е историческое описание обители.
В нояб. 1891 г. в полутора верстах от М. п., в урочище Городище, по инициативе игум. Палладия (Батенина) был заложен (в память о спасении в Японии цесаревича Николая Александровича (буд. имп. св. Николай II) 29 апр. 1891), а 25 окт. 1892 г. освящен Иоанно-Предтеченский скит. 29 апр. ежегодно совершался крестный ход из М. п. в скит. В 1898 г. на средства обители рядом с подворьем в Путивле на центральной площади была построена Александро-Невская часовня, к-рую освятил настоятель архим. Маврикий.
Прав. Иоанн Кронштадтский в 1899 г. дал благословение и предоставил пожертвование на приобретение 1000-пудового колокола для обители. Колокол, отлитый в Москве на заводе братьев Самгиных, 3 марта 1899 г. прав. Иоанн освятил в Кронштадте. 21-22 авг. 1903 г. он гостил в пустыни. К 1908 г. в М. п. проживали 108 монахов и 145 послушников. В обители работала иконописная мастерская, с 1911 г. находился больничный корпус с домовым храмом во имя прор. Илии. В годы первой мировой войны в М. п. оказывали помощь раненым бойцам, при обители существовал приют для детей-сирот; в 1915 г. была открыта бесплатная столовая.
В дек. 1917 г. на М. п. совершили нападение вооруженные солдаты. 15 февр. 1919 г. в М. п. прибыла комиссия Путивльского ревкома с отрядом красноармейцев, задачей к-рых было изъять монастырские ценности. Но удалось вывезти лишь некоторые ценности, большинство святынь и предметов утвари монахи спрятали. В февр. 1920 г. в Путивльском, в Рыльском и во Льговском уездах Курской губ. крестьяне, возмущенные политикой продразверстки, подняли восстание, к-рое было жестоко подавлено. Настоятеля и братию М. п. обвинили в том, что они якобы укрывали его участников в мон-ре. Последовали выводы о «неблагонадежности и враждебном отношении к советской власти» братии и игумена, на основании чего пустынь была упразднена. Часть братии перешла в Б. Молченский монастырь (закрыт в 1929), другие насельники стали жить в окрестных селениях. Известно, что иером. Амфилохий (Вислобоков) проживал в с. Берюх (ныне Руднево), иером. Даниил (Титаренко) - в Нов. Слободе.
После изгнания насельников в зданиях на территории М. п. разместили детей, вывезенных в голодный 1921 г. из Поволжья, через год детдом реорганизовали в детскую трудовую колонию. В годы Гражданской войны в Испании (1936-1939) в корпусах упраздненного мон-ря проживали и вывезенные испан. дети.
В 1926 г. по просьбе директора Путивльского краеведческого музея П. М. Коренева в трапезной церкви М. п. был открыт филиал музея. В 1932 г. в селе был закрыт последний приходский храм Рождества Пресв. Богородицы, клирик к-рого иером. Даниил (Титаренко), бывш. насельник М. п., служил в ветхой крестьянской хате.
В 1939-1940 гг. на территории обители был развернут Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных, где по состоянию на 1 нояб. 1939 г. находилось 1525 польских офицеров. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки использовали советские партизаны под командованием С. А. Ковпака. Часть зданий пострадала в ходе боев. В 1948-1952 гг. большинство храмов и др. зданий пустыни было разобрано. Кирпичи использовались при строительстве помещений Бунякинского пенькотрепального завода, колхозов «Мировая революция» и «Социалистический труд». В 1989 г. Сумской облисполком взял под гос. охрану уцелевшие монастырские надвратную церковь, трапезную, ограду с воротами, настоятельский и больничный корпуса.
В 1999 г. начались работы по восстановлению собора Рождества Пресв. Богородицы, Успенской ц. и по реставрации храма прор. Илии, надвратной Покровской ц. и трапезной, в которой в 2001 г. освящен храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В 1999-2009 гг., при настоятеле архим. Германе (Тимонике), обитель, бывшая ранее скитом, получила статус самостоятельного мон-ря, зарегистрировала устав в органах власти 21 нояб. 2008 г.
В 2002 г. пустынь посетил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Он освятил целебный источник и благословил начало восстановления собора Рождества Пресв. Богородицы. 14 апр. 2009 г. Синод Украинской Православной Церкви прославил подвижников М. п. в составе новоучрежденного Собора преподобных отцов Молченских. К ним относятся архим. Софроний (Батоврин), иером. Серапион († 1718), архим. Феодосий (Маслов) и послушник Сергий Тихонов. Они являются местночтимыми святыми Конотопской и Глуховской епархии.
При настоятеле (2009-2012) архим. Николае (Полищуке), 14 окт. 2010 г., был освящен восстановленный надвратный Покровский храм. В 2012 г. наместником стал иером. Диодор (Дудка; впосл. архимандрит). 25 мая 2013 г. в лесу близ М. п. состоялась торжественная закладка Иоанно-Предтеченского муж. скита на месте разрушенного скита, существовавшего в 1891-1920 гг. Восстановлена Антониево-Феодосиевская часовня в монастырских пещерах. М. п. владеет ок. 10 га земли, пасекой. Главными святынями обители являются Молченская и Иверская иконы Божией Матери. Иверская икона была принесена в дар сумским атаманом Лукьяном Кондратьевым ок. 1710 г., прославилась чудесами, исчезла в 20-х гг. XX в.
В 2001 г. обители была подарена новая Иверская икона Божией Матери. Также в Иоанно-Предтеченском скиту до его разрушения находились 2 местночтимые святыни: списки икон Божией Матери Донской и «Утоли моя печали».